Зачем учить стихи? С этим вопросом часто обращаются родители детей, у которых общее нарушение речи. Им непонятно, что дает это их ребенку. Давайте разбираться!
Самое главное, что дает заучивание стихов – это возможность развивать свою память. С полной уверенностью можно сказать, что это обогащает активный словарь детей. В активный словарь ребенка входят слова, которые он понимает и употребляет в своей речи. Много раз проговоренные, выученные слова из стихотворения, дошкольник непременно введет в свою речь. Причем сделает это сознательно, понимая значение этих слов. При заучивании стихотворений, при повторении правильно составленных лексико-грамматических форм, у ребенка формируется чувство родного языка. Его память, при заучивании, удерживает правильные словосочетания слов и, когда в разговоре ему нужно будет сказать похожее словосочетание, память услужливо подскажет правильный оборот речи.
У детей с ОНР нарушен, в первую очередь, фонематический слух (различение звуков в речи). При заучивании детских стишков, ребенок в напевности стихотворных слов, лучше слышит и выделяет похожие звуки, учится их различать. Если вы предложите своему ребенку сказку (например, К.И. Чуковского «Муха-цокотуха») в стихотворном варианте, а потом расскажете ему эту сказку в прозе и спросите его мнении: «Какая сказка интереснее? « - он выберет первый вариант. Потому что в стихах есть своя «мелодика», и она облегчает восприятие информации.
Мамы дошкольников говорят, что ребенок не хочет учить стихотворение. Наш совет: прежде, чем заучивать стихотворение со своим малышом, постарайтесь сами его заучить! Выберете стишок по возрасту своего ребенка, заучите его и с выражением расскажите его малышу. Чтобы заучивать стихи, не надо говорить ребенку: «Вот сейчас мы с тобой будем учить стихотворение!» Не нужно садиться за стол и заставлять ребенка нудно заучивать построчно! Рассказывайте выученное вами стихотворение постоянно в течение дня: на прогулке, при одевании и раздевании ребенка, при приготовлении ужина, на ночь перед сном. Сначала ваш малыш будем «подговаривать» вам, договаривая последние слова. Постепенно он выучит все стихотворение. Современные родители не заучивают стихи с детьми, соответственно, дети мало знают потешек, чистоговорок, стишков. Чем это «чревато»? А тем, что дети 7-8 лет трудно будет заучивать стихи в школе. Уже сейчас наши 6- летние воспитанники с трудом удерживают в памяти четверостишие из стихов А.С.Пушкина, Н. Некрасова, С.Есенина.
Итак, рекомендации:
1. Если нет возможности самому взрослому выучить стихотворение, прочитайте ребенку стихотворное произведение эмоционально, с выражением.
2. Объясните непонятные слова из стихотворения.
3. Побеседуйте по содержанию произведения, задавая ребенку вопросы: Как ты думаешь, почему поэт написал это стихотворение? О чем он хотел нам рассказать? И т.д.
4. При повторении стихотворения вашим ребенком, поправляйте «дефектные» звуки его речи, заучивать надо сразу правильно, иначе потом очень сложно исправить неверный звук.
5. Добиваться от ребенка такой же выразительной интонации, с какой вы прочитали стихотворение.
6. Покажите, какие слова в строчке надо выделить голосом (интонационно).
7. Если стихотворение содержит диалоги, «проиграйте» их вместе с ребенком, это запоминается еще прочнее.
С раннего детства заучивайте сначала потешки, потом стихи А.Барто. А потом переходите к К.Чуковскому, С.Маршаку, С.Михалкову
|