Наша речь состоит из предложений. Предложение- это законченная мысль.
Предложения состоят из слов. Слова состоят из звуков.
1.Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы
Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я – (ЙА); Ю-( ЙУ); Е-( ЙЭ); Ё-(ЙО)
- Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
-
- Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
-
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками).
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
-
Всегда твёрдые согласные:Ж,Ш, Ц.
-
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
-
Согласные твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зеленым цветом.
План звукового анализа слова
1.Произнеси слово и послушай его.
2.Произнеси слово по слогам и найди ударный слог.
3.Выдели первый звук в слове, назови и охарактеризуй его.
4. Обозначь звук фишкой.
5. Выдели следующий звук, назови и охарактеризуй его, обозначь фишкой.
6. «Прочитай» слово по фишкам и проверь себя:
- Какое слово?
- сколько всего звуков в слове?
- сколько гласных?
- сколько в слове слогов?
|