Самоанализ профессиональной педагогической деятельности.
Я, Сапунова Резеда Ямилевна, окончила Томский государственный педагогический колледж, работаю воспитателем с 2000 года. Педагогическую деятельность осуществляю в соответствии с Основной образовательной программой СП «Золотая рыбка», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, с учетом рекомендаций Федеральной образовательной программы дошкольного образования и запросов родительской общественности. В качестве основных задач педагогической работы определила для себя следующие задачи:
-реализовать системный подход для обеспечения максимально комфортного пребывания ребенка в детском саду и его всестороннего развития;
-создать условия для развития детей с учетом их возрастных и психологических особенностей;
- создать условия для оздоровительной работы с детьми;
-совершенствовать педагогическое мастерство, анализировать свою работу с позиции
завтрашнего дня, искать наиболее эффективные пути обучения, развития и воспитания детей;
- оказать помощь родителям в повышении их психолого-педагогических знаний.
В настоящее время работаю с детьми 3 – 4 лет. Нашу группу посещают 18 детей: 9–девочек, 9 – мальчиков, с разными психологическими особенностями, темпераментом, привычками. Эти дети переступили порог детского сада в прошлом учебном году, поэтому приоритетным направлением в моей работе было помочь детям как можно легче пройти адаптационный период в детском саду. Отрыв от дома и близких, встреча с незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Необходимо понять, выяснить причины различий адаптации каждого ребёнка, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша. Именно поэтому, своей главной задачей в тот период считала: создание условий для жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяет формировать навыки общения, прежде всего со сверстниками и положительное отношение к детскому саду. Таким образом, в 2022 – 2023 учебном году: легкая степень адаптации – 9 (47%) детей; средняя – 12 (53%) детей; тяжелая – нет.
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения дошкольников.
- проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь преднамеренно создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;
- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;
- метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- интегрированный метод является для меня инновационным. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно- ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Созданная в группе развивающая среда способствует формированию у детей культуры поведения, взаимопомощи, культуры речи. Учу гасить детскую агрессивность, воспитываю доброе отношение к окружающим. Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Стараюсь быть партнером детей во всех видах деятельности. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно», «хорошо - плохо». Поддерживаю детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий. Вся моя деятельность направлена на формирование адекватной самооценки детей, на то, чтобы каждый ребенок воспринимал себя как умного и успешного.
Чтобы повысить учебную мотивацию у детей, стараюсь подбирать задания, от выполнения которых дети получают удовольствие, у них повышается самооценка. На занятиях идет постоянное усложнение заданий, которые рассчитаны на «зону ближнего развития» ребенка. Использую в своей работе совместную деятельность детей, которая способствует формированию положительных взаимоотношений, умению договариваться о содержании деятельности, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбадривать их.
С целью достижения оптимальных образовательных результатов у детей группы, в педагогическом процессе использую современные технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, метод личностно-ориентированного взаимодействия, метод проектной деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий, позволяет мне обеспечить каждому ребенку возможность укрепления и сохранения здоровья. Формирую необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, учу использовать полученные знания в повседневной жизни.
В непосредственно образовательной деятельности применяю физкультминутки, пальчиковые игры, учитываю смену динамических поз.
В режиме дня провожу: артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастику. В соответствии с программой оздоровления и развития дошкольников «Ступеньки здоровья» провожу ряд закаливающих мероприятий:
- дыхательную гимнастику перед прогулкой
- профилактические упражнения для верхних дыхательных путей (после прогулки перед едой)
- обливание рук по локоть прохладной водой
- сон без маек
- музыкальные паузы, минутки тишины, минутки шалости
- босохождение
- плавание в бассейне
- пробуждающую взбадривающую гимнастику после сна
- игры разной подвижности в группе и на улице
С использованием информационно-коммуникационных технологий учебно-воспитательный процесс дает педагогу возможность расширить свои творческие способности и оказать положительное влияние на воспитание, развитие и обучение детей. Применение ИКТ в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество педагогического процесса, индивидуализировать обучение детей, обогатить и обновить воспитательно-образовательный процесс и значительно повысить эффективность любой деятельности в ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО. Мною создан персональный сайт воспитателя (2 место в конкурсе «Лучший сайт педагога» среди педагогов СП), где коллеги и родители могут ознакомиться с деятельностью нашей группы.
Однако, внедрение ИКТ в образовательный процесс не даёт полноценного общения с другими людьми, не учит согласовывать свои желания с желаниями других детей, не позволяет выразить свои чувства, смоделировать своё видение мира. Поэтому, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Исходя из выше сказанного, считаю целесообразным применение метода личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми. Свой рабочий день начинаю с индивидуальной работы с детьми, которая связана с темой недели. Предлагаю детям игровую ситуацию или проблемный вопрос, который дети пытаются решить в игровой форме. Поставив перед ребёнком задачу, наблюдаю за её выполнением: каким способом он её решает и за качеством выполнения, её результативностью. Индивидуальную деятельность планирую на всю неделю, учитывая особенности развития каждого ребёнка. Индивидуальная работа направлена на развитие речи детей, логики, воображения, памяти, слухового или зрительного восприятия. В процессе своей деятельности использую беседы, дидактические игры, настольно-печатные игры и т.д.
Образовательную деятельность осуществляю в форме игры или с использованием игрового приема, ситуации. Постоянно мотивирую детей на деятельность, за счет которой появляется активность в самовыражении, в поиске и нахождении ответа; проявление догадки, раскрытие секрета игры и создается положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и личностному развитию.
Руководствуясь условиями введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предметно-развивающая среда в группе нами моделируется как содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная и доступно – безопасная, соответствующая апробируемым моделям образовательного процесса. Например, исходя из интересов детей в нашей группе регулярно оформляются или обновляются различные центры.
Каждый ребёнок от природы талантлив, и наша задача помочь таланту раскрыться. Но как бы мы, педагоги, не старались, понятно, что воспитание, интеллект в первую очередь закладываются в семье. И я глубоко убеждена, что неотъемлемым звеном в педагогическом процессе является тесный контакт с родителями. Взаимодействие с семьёй строю по принципу активного вовлечения родителей в жизнь группы, формирование у них представлений об основных целях и задачах воспитания детей. В работе с ними использую наряду с традиционными формами работы и новые интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
С целью повышения активности познавательно-исследовательской деятельности детей и привлечения родителей к совместной деятельности с ребенком мною используется метод проектной деятельности.
Совместно с воспитанниками и их родителями были реализованы следующие проекты:
В 2019 году проект «Обычаи и традиции моего народа», участвовал в Открытом межрегиональном конкурсе детско-родительских проектов и занял 3 место (РЦРО).
В 2021 году проект «Для чего нужны болота?» участвовал всероссийском конкурсе для дошкольников и школьников, где занял 3 место (ТГПУ).
В 2022 году Проект «Такая разная мука» занял 2 место в Всероссийском конкурсе для дошкольников и школьников (ТГПУ).
В 2023 году был разработан и реализован проект «Я создаю мультфильм», который занял 1 место в Всероссийском конкурсе для дошкольников и школьников(ТГПУ).
С целью изучения и внедрения в практику наиболее эффективных методов воспитания и обучения, современных достижений науки, систематически работаю над уровнем профессиональной компетентности. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень на семинарах, вебинарах, курсах повышения квалификации.
В 2019 году открытый показ непосредственной образовательной деятельности по теме «Путешествие в музей» в рамках педагогической гостиной «Интегрированное образование в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
В феврале 2021года открытый показ игровой образовательной ситуации по теме «Путешествие со сказочными героями» в рамках семинара- практикума «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности в контексте реализации ФГОС ДО»
В декабре 2021 года открытый показ элементов проектной деятельности на тему «Создаем мультфильм сами» в рамках педагогической гостиной «Цифровые технологии как средство развития познавательной активности дошкольников»
В 2022 году прошла курсы повышения квалификации в Научно-Производственном Обьединении ПрофЭкспортСофт по программе «Методики и ключевые компетенции педагога дошкольного образования».
Так же в 2022году приняла участие в серии семинаров «Особенности реализации дополнительных мероприятий по усилению безопасности в детских садах», «Современные методики работы в деятельности воспитателя ДОУ»
Приняла участие в научно-методической конференции по теме: «Дошкольное образование во взаимосвязи с обновленными ФГОС начального и общего образования»
Приняла участие в педагогических чтениях «Актуальные вопросы в работе воспитателя с родителями
В 2023 году прошла обучение по дополнительной профессиональной программе «Цифровые образовательные инструменты в работе воспитателя» в НОЧУ ОДПО «Актион»
В 2023 году мной разработана дополнительная общеразвивающая программа физкультурно - спортивной направленности для детей 5-7 лет «Шахматный клуб». Цель программы: создание интеллектуально-спортивной среды для развития социально-коммуникативных и познавательных личностных свойств ребёнка. Предлагаемая Программа для детей старшего дошкольного возраста направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психических процессов, становление которых особенно активно в дошкольном возрасте. В центре внимания находится личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Так же мной разработана дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Создаем мультфильм сами». Данная программа направлена на развитие творческих и социально- коммуникативных способностей, художественно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания мультфильмов в условиях дошкольного учреждения. Содержание Программы составлено с учетом возрастных особенностей детей 6- 7 лет.
Являюсь руководителем МО «Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение теоретического уровня и практических навыков педагогов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста. Основной задачей которого является повышение эффективности и качества педагогического труда, учитывая требования федеральных государственных образовательных стандартов и федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Дети группы принимают активное участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах (Таблица 1). Многие дети удивляют окружающих собственными способностями. Участие в конкурсах – это способ самореализации дошкольников, ощущение духа соревнования, формирование портфолио, а самое главное уникальная возможность продемонстрировать свои творческие способности, знания и умения не только на городском уровне, но и на всю страну.
Одной из важных задач моей педагогической деятельности является партнёрское взаимодействие с родителями. Преемственность и содействие между детским садом и семьей благоприятно сказывается на эмоциональном и психологическом развитии и состоянии детей. Поэтому, в работе с родителями, стараюсь каждую нашу встречу сделать наиболее познавательной, интересной, доступной в оказании практической помощи в решении возникающих проблем. С целью расширения психолого-педагогических знаний родителей использую интерактивные методы: решения проблемных задач семейного воспитания; упражнение в логичности рассуждений; развитие чувства педагогического такта; анализ родителями поведения ребенка. Перечисленные выше методы помогают делать процесс сотрудничества максимально дифференцированным, а родители становятся активными участниками образовательных отношений. Достичь наилучших результатов взаимодействия с родителями воспитанников, обобщить лучший семейный опыт, сообщить необходимую информацию о достижениях ребенка в различных видах деятельности позволили в моей работе ряд мероприятий: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, вечера для родителей, тематические выставки, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. Они являются, на мой взгляд, доступной формой, позволяющей вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. На групповых родительских собраниях знакомлю с содержанием, задачами, методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи; провожу различные консультации с использованием ИКТ, мастер – классы, семинары – практикумы.