Познавательная деятельность
Социальный мир
Тема: «Дружат дети на планете»
Цель: Формирование у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи: продолжать знакомить детей с разными народами, населяющими планету; познакомить с культурой этих народов; вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности, быту других народов;
воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;
воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету; развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми; упражнять в подборе родственных однокоренных слов, слов-синонимов;
Интегрируемые области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, глобус, аудиозапись, цветок – четырехцветик, картонный куклы ( японка, негритянка, эскимоска, русская), игра «Танграм», «Колумбово яйцо», карточки с цифрами 1-10
Ход
Воспитатель: Ребята, давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.
А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
И начнем наше путешествие... (слайд 2)
Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей стране! А как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: Народы, каких национальностей живут в нашей стране? (Ответы детей)
Воспитатель: Наша страна во всем мире не одна, существуют много разных стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…
Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.
Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
Игровая ситуация.
Звучит волшебная музыка. (слайд 3)
Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Это Фея цветов.
А значит, больше всего на свете она любит что?
Дети: Цветы
Воспитатель: Правильно, цветы. Их у неё очень много разных, красивых, но есть среди них и волшебные. Один из своих цветиков -четырехцветиков она прислала вам. Вот он. С его помощью можно очутиться в любом уголке Земли. Нужно только оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова:
«В цветнике цветут цветы. Поиграем с ними мы».
Давайте скажем все вместе громко...
А теперь тихо, ведь это все-таки волшебные слова.
Путешествие по земному шару.
Дети монголоидной расы. (слайд 4)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какой страны может быть эти девочки?
Дети: Из Японии.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Разрез глаз, национальная прическа и одежда.
Воспитатель: Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы?
Дети: Узкоглазый, темноволосый.
Воспитатель: У японцев светлая кожа, но есть люди и с жёлтой кожей. Алина, как сказать одним словом, что у человека светлая кожа?
Ребенок: светлокожий
Воспитатель: Совершенно верно, эти девочки из Страны Восходящего Солнца — Японии. Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и женская).
Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена страна Япония. (показ на глобусе)-
Люди этой страны выращивают чай, рис, употребляют в пищу морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.
В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной формой крыши (слайд 5- буддийский храм) и высокие красивые горы (слайд 6 гора Фудзияма).
Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только как же мы их поймем? (слайд 7)
Дети: Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего лица (мимики) и рук (жестов).
Воспитатель: Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям)
А как бы нам подружиться с этими детьми?
Что любят делать все дети на большой планете?
Дети: Играть.
Воспитатель: В Японии очень любят различные головоломки, среди них и танграм — выкладывание геометрических фигур. Сейчас с вами поиграем в такую игру.
Давайте поделимся на две команды. У каждой команды конверт.
Головоломка «ТАНГРАМ»
Откройте конверт. У каждой команды набор десяти фигур. Вы должны сложить все фигуры так, чтобы у 1 команды получился квадрат, а у 2 команды получилось яйцо.
Дети выполняют задание за столом, а затем рассматривают, что получилось.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась эта игра?
Дети: Да
Воспитатель: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. А теперь складывайте свои детали в конверт. На память об японских друзьях у нас остается кукла и интересная игра «Танграм»
А нам нужно отправляется дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)
Дети негроидной расы. (слайд 8)
Воспитатель: Посмотрите, на экране дети с черным цветом кожи. Семен, как их можно назвать одним словом?
Ребенок: Чернокожие
Воспитатель: Кто из вас знает, где живут люди с черным цветом кожи?
Дети: Люди с чёрным цветом кожи живут в Африке.
Воспитатель: Ребята, кто сможет показать на глобусе, где расположена Африка?
(показ на глобусе)
Воспитатель: А теперь расскажите, как выглядит дети.
Ребята, как сказать одним словом, что у детей большие глаза, карие глаза, темные волосы, кудрявые волосы.. .
Дети: Кареглазая, большеглазый, темноволосый
Воспитатель: Какая одежда у них? Почему?
Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у детей лёгкая.
Воспитатель: Жители Африки неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины), жители разных племён предпочитают одежду красного, оранжевого, коричневого и зеленого цветов.
А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки (слайд 9).
Жилище — круглое, квадратное или прямоугольное, с конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень, кустарник, трава, дерево, ветки, солома, пальмовая древесина, бамбук, листья банана;
Они занимаются земледелием: выращивают пшеницу и кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот, лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо, жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.
Воспитатель: Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без слов. Некоторые племена в Африке здороваются носами, вот так. (Воспитатель показывает.)
Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.
Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские дети?
Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.
Воспитатель: Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться?
Дети: Это потанцевать по - африканки.
Танец «Чунга-Чанга».
Воспитатель: Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах. У нас на память о них остается эта кукла и веселый танец.
Сколько у нас осталось еще лепестков?
Дети: У нас осталось еще 2 лепестка.
Воспитатель: Отрываем еще один и снова вспоминаем волшебные слова. (Предлагаем детям повторить ясно и отчетливо, на одном выдохе.)
Эскимосы ((монголоидная раса) Слайд 10)
Воспитатель: Посмотрите на экран! Как называется народ, живущий на Севере?
Дети: Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.
Воспитатель: Это эскимосы. Где живут эскимосы?
Дети: На севере нашей страны, там, где холодно.
Воспитатель: Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы. (показ на глобусе)
Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты?
(ответы детей).
Воспитатель: Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
А теперь расскажите, как выглядят дети? (слайд 11)
Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы
Дети: Узкоглазый, темноволосый.
Воспитатель: Света, как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа?
Ребенок: Желтокожий
Воспитатель: Какое у ребенка настроение?
Вы сказали, что ребенок веселый. Как еще можно сказать, какой он? Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу
Дети: радостный, бодрый, довольный, оживленный.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. (слайд 12)
Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба».
Дети: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.
Воспитатель: А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ».
Дети: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.
Воспитатель: Молодцы, ребята.
А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)
Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
Подвижная игра «Белые медведи».
Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
Воспитатель: Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе с льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
Ребята, а какие вы знаете пословицы о дружбе?
Дети: Старый друг, лучше новых двух.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друзья познаются в беде.
Воспитатель: Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не похожих на нас. И в память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская кукла.
Воспитатель: У нас последний лепесток, а нам ведь нужно вернуться домой...
Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Тихо…
Дети европеоидной расы (слайд 13)
Воспитатель: А это дети из другого детского сада. Они очень дружные, любят играть, танцевать, умеют читать и считать. И они приготовили для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Мы должны разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
Воспитатель: Давайте прочитаем, что у нас получилось.
Дети: Мир и дружба.
Воспитатель: Почему это важные слова?
А вы по-настоящему дружные ребята?
Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть? А что важно для дружбы?
Дети: Доброта, отзывчивость, уважение, забота, понимание, поддержка и внимание к другому..
Воспитатель: Послушайте стихотворение про дружбу
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Воспитатель: Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы отличаемся друг от друга? Дети: мы разговариваем на разных языках; по-разному одеваемся; выглядим по-разному; у нас разные жилища (дома); мы живем в разных уголках земного шара. Воспитатель: Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства! Глядя на вас, я убедилась, что вы все очень дружные, добрые, внимательные ребята и всегда сможете прийти на помощь друг другу. Спасибо вам, ребята, за вашу активную и заинтересованную работу. Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, самое главное это дружить с людьми независимо от цвета кожи, глаз, волос.
|