Среда, 27.11.2024, 12:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сапунова Резеда Ямилевна

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка. » Конспекты занятий.

Познавательно-исследовательский проект «Воздух невидимка»

Проект «Воздух невидимка»

(Подготовительная группа, долгосрочный, познавательно-исследовательский)

Этапы реализации:

1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы для детского экспериментирования

2 этап: составление перспективного плана работы, обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха, анкетирование родителей по данной проблеме.

3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.

4 этап: творческая презентация проекта с участием детей, анализ и оценка полученных результатов.

 

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.

Цель: формирование у детей желания самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.

Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; - научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения; - организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск; - ознакомить с экологическими проблемами воздуха; -развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми; - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей; - развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Длительность: 6 месяцев

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители

Интегрируемые области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая,

физическая.

Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?

Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.

Ожидаемые результаты: - у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы; - возрастет интерес к познанию окружающего мира; - родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях;

План реализации проекта

I этап - подготовительный

задачи

мероприятия

сроки

ожидаемый результат

Определить цели и задачи проекта

Беседа с детьми по теме проекта, выявление проблемы

 

Октябрь

Совместно с детьми будут сформулированы проблемные вопросы

 

Проанализировать опыт педагогов, изучить методическую литературу по теме.

 

Анализ методической и художественной литературы по теме, приобретение новой

 

Октябрь

Повысится собственный уровень знаний по теме

Подобрать дидактические, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта

 

Подбор разнообразных игр по теме проекта

 

Октябрь

Пополнится картотека игр и упражнений по экологической теме

Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми

 

 

Разработка и систематизация консультативного материала для родителей

 

Октябрь

Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

 

 

 

 

 

 

II этап - основной

задачи

мероприятия

сроки

ожидаемый результат

 

Расширить представление детей о свойствах воздуха

 

Беседы с детьми на темы: «Для чего нужен воздух?», «Воздух и его свойства», «Где найти невидимку?», «Что такое ветер?», «Ветер – добрый или злой?» и др.

 

В течение учебного года

 

Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения

 

 

Способствовать познанию ребёнком мира природы, удовлетворению детской пытливости

 

Проведение серии экспериментов по теме проекта

 

В течение учебного года

 

Обогащение опыта исследовательских действий, оформление журнала «Это интересно!»

Поощрять желание детей воплощать в процессе создания поделок собственные впечатления, переживания

Изготовление объемных поделок «Ветреная мельница», «Парусник», «Водолазный купол», «Воздушный змей» (совместно с родителями)

 

 

Ноябрь- Декабрь

 

 

Оформление выставки

 

 

 

Развивать самостоятельность, творчество, воображение

Рисование рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях», «Ветреная погода»

Привлечь родителей к совместной работе с детьми

Сбор экспонатов, которые так или иначе связаны с воздухом

Ноябрь-февраль

Создание мини музея «Мир воздуха»

Развитие связной монологической речи

Составление рассказов об использовании свойств воздуха в природе, в жизни человека

Март

 

Оформление альбома «Что умеет невидимка»

 

Расширить знания детей по теме проекта

Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы

В течение учебного года

Расширится кругозор детей

Развитие музыкального восприятия

Прослушивание музыки «Духовые инструменты», «Звуки природы» и др.

В течение учебного года

Дети накапливают опыт музыкальных впечатлений

 

Закрепить знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательный интерес

  • игры: «Воздух помощник», «Узнай по запаху», «Парашютисты», «Вылечим Незнайку» и т.д) Тематические занятия: «Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»
     

 

В течение учебного года

 

Систематизируются знания детей о свойствах воздуха

Познакомить детей с новой познавательной литературой

Экскурсия в детскую библиотеку

 

В течении учебного года

Потребность к общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей

 

III этап - заключительный

 

Оценка результатов работы

 

 

 

Анализ результатов педагогической работы.

 

 

Март

 

 

Объективная оценка проделанной работы.

 

Учить детей презентовать итоги деятельности общественности

 

 

Творческая презентация с участием детей

 

 

Март

 

Дети научатся анализировать свою деятельность, делать выводы

               

Объект исследования: Воздух

Что такое воздух? Какими свойствами он обладает?

 

Для того, что бы найти ответы на наши вопросы, мы с детьми решили обратиться к книгам и отправились в библиотеку. Оказывается, про воздух написано не только в научных книгах, но в сказках, которые так любят дети.

Из беседы с взрослыми, дети узнали, что вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Если положить ладошку на грудь, мы можем почувствовать, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.

Для того, что бы узнать какими свойствами обладает воздух, мы с детьми решили провести ряд опытов.

Опыт№1 «Воздух есть везде».

Что бы узнать это, мы взяли пустую пластиковую коробочку. На дно приклеили сухой ватный диск. Затем перевернули коробочку отверстием вниз и полностью опустили в тазик с водой. Когда мы вынули коробку из воды, ватный диск оказался сухой. Почему? Воздух не дал намокнуть ватному диску, он не пустил воду внутрь коробочки.

Вывод: воздух находится повсюду

Опыт№2 «Воздух есть в кожуре некоторых фруктов».

Что бы убедиться в этом, мы взяли два одинаковых апельсина. Один апельсин опустили в таз с водой. Он плавает. Второй апельсин мы очистили и тоже опустили в воду. Он утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.

Вывод: воздух есть и в кожуре фруктов.

Опыт №3 «Воздух не имеет своего запаха».

Для того, что бы проверить это мы взяли чистые баночки с крышками. Понюхав их, дети убедились, что они не чем не пахнут. Затем положили в банки разные продукты: чеснок, лимон, жвачку. Через некоторое время продукты убрали. Понюхав воздух в баночках, дети убедились, воздух в банке пахнет, тем, что там лежало.

Вывод: Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но сам воздух не пахнет.

Опыт№4 «Воздух легче воды». Мы взяли сильно газированную минеральную воду. Налили её в чашку, туда же бросили маленькие кусочки пластилина. Пластилин упал на дно, но постепенно стал всплывать. Пузырьки воздуха прилипли к пластилину и подняли его наверх.

Вывод: Значит воздух легче воды.

Опыт № 5 «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается».

Это мы узнали из опыта с холодной бутылочкой и воздушным шариком. На горлышко холодной бутылки надели воздушный шарик. Затем бутылку опустили в тазик с горячей водой. На наших глазах шарик стал надуваться. Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и вышел из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надулся. Оставили бутылочку с шариком остывать, через некоторое время заметили, что шарик опять сдулся.

Вывод: При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

Опыт № 6 « Воздух можно услышать»

Для этого ребята взяли листы бумаги и поднесли к губам. Подув на бумагу, дети услышали разные звуки. Также ребята играли на музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке, свирели.

Вывод: воздух можно услышать.

Опыт №7 «Рисование с помощью воздуха»

Дети приготовили коктейльные трубочки, краски и листы бумаги. Нанеся немного краски на лист бумаги дули на неё из трубочки. Краска от потока воздуха растекалась по листу бумаги, принимая забавные очертания.

Вывод: с помощью воздуха можно рисовать

Для закрепления полученных знаний, мы с детьми решили создать в группе мини музей воздуха. Мы с ребятами сначала обсудили, какие предметы могут находиться в этом музее и почему. Затем каждый ребенок самостоятельно или с помощью родителей отбирал и приносил те предметы, которые, по его мнению, подходили для музея. В нашем музее находятся такие предметы как, воздушный змей, вертолет, самолет, парусник, парашют, мячики и резиновые игрушки, веер, музыкальные инструменты, воздушный шарик и мыльные пузыри, губки, шприцы, насос … и еще много предметов, которые связаны с воздухом.

  • значимость проекта: для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме; для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств. После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Вывод: В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была подтверждена гипотеза «Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

 

 

 

 

 

Категория: Конспекты занятий. | Добавил: СапуноваРЯ (26.02.2019)
Просмотров: 304 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz