Проект «Воздух невидимка»
(Подготовительная группа, долгосрочный, познавательно-исследовательский)
Этапы реализации:
1 этап: анализ литературы и оснащение материально-технической базы для детского экспериментирования
2 этап: составление перспективного плана работы, обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха, анкетирование родителей по данной проблеме.
3 этап: выполнение плана и текущая оценка результата, внесение изменений, коррекция.
4 этап: творческая презентация проекта с участием детей, анализ и оценка полученных результатов.
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Актуальность: Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Цель: формирование у детей желания самостоятельно проводить эксперименты с воздухом и использовать результаты в дальнейшей деятельности.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; - научить детей проводить элементарные опыты с воздухом; исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения; - организовать познание детей по теме «Воздух» через самостоятельный поиск; - ознакомить с экологическими проблемами воздуха; -развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми; - воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей; - развивать творческую активность в создании художественных образов с использованием свойств воздуха; -развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Длительность: 6 месяцев
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Интегрируемые области: познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая,
физическая.
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Гипотеза: Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать.
Ожидаемые результаты: - у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы; - возрастет интерес к познанию окружающего мира; - родители примут активное участие в совместных с детьми мероприятиях;
План реализации проекта
I этап - подготовительный
|
задачи
|
мероприятия
|
сроки
|
ожидаемый результат
|
Определить цели и задачи проекта
|
Беседа с детьми по теме проекта, выявление проблемы
|
Октябрь
|
Совместно с детьми будут сформулированы проблемные вопросы
|
Проанализировать опыт педагогов, изучить методическую литературу по теме.
|
Анализ методической и художественной литературы по теме, приобретение новой
|
Октябрь
|
Повысится собственный уровень знаний по теме
|
Подобрать дидактические, пальчиковые и подвижные игры по теме проекта
|
Подбор разнообразных игр по теме проекта
|
Октябрь
|
Пополнится картотека игр и упражнений по экологической теме
|
Наметить примерный план совместной деятельности родителей с детьми
|
Разработка и систематизация консультативного материала для родителей
|
Октябрь
|
Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
|
II этап - основной
|
задачи
|
мероприятия
|
сроки
|
ожидаемый результат
|
Расширить представление детей о свойствах воздуха
|
Беседы с детьми на темы: «Для чего нужен воздух?», «Воздух и его свойства», «Где найти невидимку?», «Что такое ветер?», «Ветер – добрый или злой?» и др.
|
В течение учебного года
|
Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения
|
Способствовать познанию ребёнком мира природы, удовлетворению детской пытливости
|
Проведение серии экспериментов по теме проекта
|
В течение учебного года
|
Обогащение опыта исследовательских действий, оформление журнала «Это интересно!»
|
Поощрять желание детей воплощать в процессе создания поделок собственные впечатления, переживания
|
Изготовление объемных поделок «Ветреная мельница», «Парусник», «Водолазный купол», «Воздушный змей» (совместно с родителями)
|
Ноябрь- Декабрь
|
Оформление выставки
|
Развивать самостоятельность, творчество, воображение
|
Рисование рисунков «Мои фантазии», «Невидимка в гостях», «Ветреная погода»
|
Привлечь родителей к совместной работе с детьми
|
Сбор экспонатов, которые так или иначе связаны с воздухом
|
Ноябрь-февраль
|
Создание мини музея «Мир воздуха»
|
Развитие связной монологической речи
|
Составление рассказов об использовании свойств воздуха в природе, в жизни человека
|
Март
|
Оформление альбома «Что умеет невидимка»
|
Расширить знания детей по теме проекта
|
Чтение энциклопедического материала, познавательной литературы
|
В течение учебного года
|
Расширится кругозор детей
|
Развитие музыкального восприятия
|
Прослушивание музыки «Духовые инструменты», «Звуки природы» и др.
|
В течение учебного года
|
Дети накапливают опыт музыкальных впечатлений
|
Закрепить знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательный интерес
|
- игры: «Воздух помощник», «Узнай по запаху», «Парашютисты», «Вылечим Незнайку» и т.д) Тематические занятия: «Какой воздух в нашем городе?», «Свойства воздуха», «Воздух – невидимка»
|
В течение учебного года
|
Систематизируются знания детей о свойствах воздуха
|
Познакомить детей с новой познавательной литературой
|
Экскурсия в детскую библиотеку
|
В течении учебного года
|
Потребность к общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей
|
III этап - заключительный
|
Оценка результатов работы
|
Анализ результатов педагогической работы.
|
Март
|
Объективная оценка проделанной работы.
|
Учить детей презентовать итоги деятельности общественности
|
Творческая презентация с участием детей
|
Март
|
Дети научатся анализировать свою деятельность, делать выводы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Объект исследования: Воздух
Что такое воздух? Какими свойствами он обладает?
Для того, что бы найти ответы на наши вопросы, мы с детьми решили обратиться к книгам и отправились в библиотеку. Оказывается, про воздух написано не только в научных книгах, но в сказках, которые так любят дети.
Из беседы с взрослыми, дети узнали, что вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом-воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Если положить ладошку на грудь, мы можем почувствовать, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух, которым мы дышим.
Для того, что бы узнать какими свойствами обладает воздух, мы с детьми решили провести ряд опытов.
Опыт№1 «Воздух есть везде».
Что бы узнать это, мы взяли пустую пластиковую коробочку. На дно приклеили сухой ватный диск. Затем перевернули коробочку отверстием вниз и полностью опустили в тазик с водой. Когда мы вынули коробку из воды, ватный диск оказался сухой. Почему? Воздух не дал намокнуть ватному диску, он не пустил воду внутрь коробочки.
Вывод: воздух находится повсюду
Опыт№2 «Воздух есть в кожуре некоторых фруктов».
Что бы убедиться в этом, мы взяли два одинаковых апельсина. Один апельсин опустили в таз с водой. Он плавает. Второй апельсин мы очистили и тоже опустили в воду. Он утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды.
Вывод: воздух есть и в кожуре фруктов.
Опыт №3 «Воздух не имеет своего запаха».
Для того, что бы проверить это мы взяли чистые баночки с крышками. Понюхав их, дети убедились, что они не чем не пахнут. Затем положили в банки разные продукты: чеснок, лимон, жвачку. Через некоторое время продукты убрали. Понюхав воздух в баночках, дети убедились, воздух в банке пахнет, тем, что там лежало.
Вывод: Частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. Но сам воздух не пахнет.
Опыт№4 «Воздух легче воды». Мы взяли сильно газированную минеральную воду. Налили её в чашку, туда же бросили маленькие кусочки пластилина. Пластилин упал на дно, но постепенно стал всплывать. Пузырьки воздуха прилипли к пластилину и подняли его наверх.
Вывод: Значит воздух легче воды.
Опыт № 5 «При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается».
Это мы узнали из опыта с холодной бутылочкой и воздушным шариком. На горлышко холодной бутылки надели воздушный шарик. Затем бутылку опустили в тазик с горячей водой. На наших глазах шарик стал надуваться. Воздуху стало жарко и тесно, он расширился и вышел из бутылки прямо в шарик, поэтому шарик надулся. Оставили бутылочку с шариком остывать, через некоторое время заметили, что шарик опять сдулся.
Вывод: При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.
Опыт № 6 « Воздух можно услышать»
Для этого ребята взяли листы бумаги и поднесли к губам. Подув на бумагу, дети услышали разные звуки. Также ребята играли на музыкальных инструментах: дудочке, губной гармошке, свирели.
Вывод: воздух можно услышать.
Опыт №7 «Рисование с помощью воздуха»
Дети приготовили коктейльные трубочки, краски и листы бумаги. Нанеся немного краски на лист бумаги дули на неё из трубочки. Краска от потока воздуха растекалась по листу бумаги, принимая забавные очертания.
Вывод: с помощью воздуха можно рисовать
Для закрепления полученных знаний, мы с детьми решили создать в группе мини музей воздуха. Мы с ребятами сначала обсудили, какие предметы могут находиться в этом музее и почему. Затем каждый ребенок самостоятельно или с помощью родителей отбирал и приносил те предметы, которые, по его мнению, подходили для музея. В нашем музее находятся такие предметы как, воздушный змей, вертолет, самолет, парусник, парашют, мячики и резиновые игрушки, веер, музыкальные инструменты, воздушный шарик и мыльные пузыри, губки, шприцы, насос … и еще много предметов, которые связаны с воздухом.
- значимость проекта: для общества – ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме; для ребенка – развитие познавательных навыков, личностных качеств. После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра, что такое холодный сжатый и теплый расширенный воздух. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
- Вывод: В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была подтверждена гипотеза «Воздух присутствует везде и он не виден, но его можно использовать». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
|