Тема проекта: «Как бывало в старину закликали птиц, весну…».
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: краткосрочный, март-апрель 2018г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: В настоящее время проблема приобщения детей к русской культуре и русским традициям стала очень актуальной. Знакомство с родной культурой необходимо, прежде всего, для формирования у детей национально-культурной идентичности. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными формами русского устного народного творчества. Именно в нем обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Также традиционная культура является средой для всестороннего гармоничного развития личности, так как содержит в себе все аспекты воспитания ее культуры: духовно-нравственный, патриотический, художественно-эстетический, трудовой, речевой, экологический, интеллектуальный.
Данный проект призван внести свой вклад не только в знакомство с традиционной народной культурой, но и ее возрождение и актуализацию в современных городских условиях на уровне дошкольного образовательного учреждения, а также в кругу семьи.
Цель проекта: повышение интереса детей старшего дошкольного возраста к обычаям и традициям русского народа посредством ознакомления с народными календарно- обрядовыми праздниками.
Задачи:
- знакомство с обычаями и традициями русских народных праздников встречи весны;
- формировать интерес и любовь к русской национальной культуре, через использование фольклора;
- уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, жизни в весенний период, используя фольклор и традиции русского народа;
- воспитывать заботливое отношение к природе, развивать эмоциональную сферу, умение сопереживать, развивать познавательную активность, наблюдательность;
Объект проекта: русская народная культура.
Предмет проекта: процесс ознакомления дошкольников с традициями и обычаями русского народа.
Гипотеза: если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста с культурой родного народа, произведениями устного народного творчества, то будет ли это способствовать духовному, нравственному патриотическому воспитанию подрастающего поколения?
Ожидаемый результат: духовный мир детей станет богаче; расширятся знания о традициях и обычаях русского народа, о календарно-обрядовых праздниках, появится желание активно в них участвовать.
Методы обучения:
- Наглядные методы (с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о традициях русского народа): рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов.
- Словесные методы (используются для расширения знаний детей, систематизации и обобщения их): чтение художественных произведений; беседа.
- Практические методы (использование этих методов позволяет уточнять представления детей, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний): игра.
Обеспечение проекта:
Материально-техническая база:
- предметно-пространственная среда;
- ноутбук, проектор, магнитофон, фотоаппарат.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
- художественная литература;
- наглядный и демонстрационный материал: иллюстрации, фотографии, атрибуты для народных игр.
Этапы работы над проектом.
Первый этап – подготовительный
- Создание проблемы, постановка цели и задач.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Подбор наглядного иллюстрированного материала.
- Подбор дидактических, подвижных игр.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Второй этап – основной
- Проведение с детьми бесед.
- Чтение художественной литературы.
- Посещение библиотеки, музея.
- Рассматривание сюжетных картинок и иллюстраций.
- Слушание аудиозаписи.
- Просмотр мультфильмов и видеороликов.
- Заучивание закличек, приговорок о весне.
- Проведение дидактических и подвижных игр.
- Оформление информационного уголка «Как на Руси весну встречали».
Третий этап – заключительный
-
- Презентация проекта детьми.
- Выставка буклетов, изготовленных детьми совместно с родителями.
План мероприятий по теме проекта
«Как бывало в старину закликали птиц, весну…» в старшей группе №3 «Сказка»
Тема
|
Цель
|
Дата
|
Ответственные
|
|
Подготовительный этап
|
|
|
1. Чтение литературы и ознакомление с дидактическим материалом.
2. Просмотр мультфильмов, видеороликов по теме проекта.
|
Получение информации о культуре русского народа, о традициях встречи весны.
|
Март
|
Воспитатели
|
|
Подготовка к созданию буклетов с закличками, народными играми, приметами, обычаями.
|
Приобщение родителей к деятельности
по теме проекта.
|
Март
|
Родители воспитанников
|
|
Основной этап
|
|
Знакомство с закличками, песенками, приговорками о весне.
|
Приобщение детей к русскому фольклору, развитие речи.
|
Март
|
Воспитатели, музыкальный руководитель
|
|
Разучивание русских народных игр.
|
Приобщение детей к русскому фольклору.
|
Март
|
Воспитатели
|
|
Знакомство с русскими народными приметами, обычаями, традициями
|
Формирование у детей ярких, конкретных представлений о традициях русского народа.
|
Март
|
Воспитатели
|
|
Посещение музея
«Перелетные птицы»
|
Уточнение и расширение представлений детей о перелётных птицах Томской области
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
Посещение библиотеки
«Весна –красна»
|
Обогащение знаний детей о русских народных приметах, обычаях, закличках весны и др.
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
Оформление информационного уголка «Как на Руси весну встречали»
|
Продолжать развивать интерес к культуре российского народа.
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
Выставка рисунков детей по теме «Весна красна идет»
|
Развитие творческих способностей.
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
ОД. «Жаворонки весну кличут».
|
Приобщение детей к истокам народной культуры.
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
Игры-драматизации по изученному фольклору.
|
Продолжать приобщать детей к народной культуре и традициям, народному фольклору посредством игр – драматизаций.
|
Март-апрель
|
Воспитатели, музыкальный руководитель
|
|
Мастер - класс «Изготовление жаворонков» (из теста, из ткани и т.д.)
|
Ознакомление детей с различными способами изготовления обрядовых птиц.
|
Апрель
|
Родители воспитанников
|
Заключительный этап
|
Выставка буклетов изготовленных детьми совместно с родителями.
|
Активизация позиции родителей, как активных участников педагогического процесса.
|
Апрель
|
Родители воспитанников
|
Презентация
проекта детьми.
|
Развитие у детей умения рассказывать о проделанной работе; развитие монологической речи.
|
Апрель
|
Воспитатели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итог: В результате проведённой работы духовный мир детей стал богаче; расширились знания о традициях русского народа, о календарно-обрядовых праздниках, появилось желание активно в них участвовать. Дети научились играть в русские народные игры, самостоятельно организовывать новые игры без участия воспитателей. И что важно, дети научились с уважением относиться к произведениям устного народного творчества, понимать значение слов «русская культура». Выдвинутая нами гипотеза полностью оправдала ожидаемый результат.
|