Конспект познавательно
- исследовательской деятельности в природе
средняя
группа.
ТЕМА: «Сахар и его свойства»
Цель: сформировать представления детей о сахаре,
его свойствах;
Задачи:
·
развивать умение
сравнивать материалы, проводя элементарные опыты;
·
развивать умения наблюдать, комментировать, прогнозировать
результаты опытов, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы;
·
развивать мыслительную и
познавательную активность, сообразительность.
Этапы:
1. Сюрпризный
момент (игра "ДА-НЕТ", появление медвежонка с мешочками).
2. Развивающая
игра, направленная на тактильные ощущения.
3. Игра "Живые весы".
4. Опыт
с использованием лупы.
5. Физкультминутка
«Три медведя ».
6. Опыт
с водой и сахаром.
Материал: мешочки с сахаром и поролоном, лупы, емкости для воды, лейки с
водой.
Ход образовательного мероприятия.
Воспитатель:
Ребята, кажется, к нам кто-то пришел, а вот кто это, попробуйте
догадаться. А
для этого нужно поиграть.
Игра "Да- Нет"
Дети: это живое?
Воспитатель: да
Дети: у него есть крылья? Воспитатель: нет и т.д.
Дети: это медведь?
Воспитатель: да, это медвежонок. Ребята, медвежонок ходил на рынок и что- то купил. Посмотрите, что
это?
Дети: мешочки
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: красный и зеленый
Воспитатель: Давайте попробуем узнать, что у Мишутки в мешочках. Возьмите в руки мешочки красного цвета, какой он на
ощупь?
Дети: мягкий, плотный, упругий.
Воспитатель: Как вы думаете, что
там?
Дети: вата, губка,
поролон.
Воспитатель: Давайте
откроим мешочек и посмотрим. В мешочке лежал поролон.
А теперь возьмите мешочки зеленого цвета. Какой на ощупь мешочек?
Дети: плотный, тяжелый, рассыпчатый
Воспитатель: А что же это может быть?
Дети: песок, сахар, соль, крупа.
Воспитатель: Давайте посмотрим.
Это сахар. Ребята, а как вы думаете, мешочки с поролоном и сахаром весят одинаково? Давайте
определим, какой мешочек легче, а какой тяжелее. Для этого положите мешочки в
ладошки.
Игра "Живые
весы»
Воспитатель: Даниил, какой
мешочек легче?
Ребенок:
Красный мешочек.
Воспитатель: Света, какой мешочек тяжелее?
Ребенок:
Зеленый мешочек тяжелее.
Воспитатель: Ребята, что там
лежит?
Дети:
Сахар.
Воспитатель: Какой можно сделать
вывод? - Дети: Сахар тяжелее поролона.
Воспитатель: А теперь ребята
подойдите к столам, давайте внимательно рассмотрим сахар. Для этого возьмите
лупы. Сахар какой?
Дети: блестящий,
белый, твердый, рассыпчатый, кристаллический.
Воспитатель:
Как вы думаете, сахар имеет запах? Можете его понюхать.
Дети:
нет.
Воспитатель: А какой он на вкус?
Дети: сладкий.
Воспитатель: давайте поиграем в игру
"Три медведя" (по ходу текста дети выполняют движения)
Три
медведя шли домой (идут друг за
другом) Папа был большой, большой (идут на носочках) Мама с ним поменьше ростом (идут
покачиваясь)
А сынок -
малютка просто ( присесть на корточки) Очень маленький он был, с погремушками ходил (идут помахивая
руками) Динь-динь-динь.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что произошло с Мишуткой
дальше. Шел медвежонок домой и устал, решил он отдохнуть. Сел он на пенек, а
мешочки положил рядом. Но вдруг набежала тучка, и пошел дождик, медвежонок спрятался
от дождя, а мешочки остались лежать на травке. Скоро дождь кончился, и Мишутка
подошел к мешочкам. Как вы думаете, что произошло с мешочками?
Дети:
мешочки намокли.
Воспитатель: Мишутка взял мешочки, мешок сахаром стал
легким-легким, мешок с поролоном тяжелым. Как вы думаете почему?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте мы с вами это проверим. Подходите к
столам.
Опыт с водой.
Воспитатель: Положите
мешочки в емкости. Лиза, возьми лейку и
полей красный мешочек, а Вика польет зеленый мешочек. Что произошло с мешочками?
Дети: они
намокли.
Воспитатель: Лиза подними мешочек, какой он стал?
Ребенок:
он стал тяжелый.
Воспитатель: А почему мешочек
стал тяжелым? Как вы думаете? Потому что, поролон впитал в себя воду. Вика, а у
тебя каким стал мешочек?
Ребенок:
легкий
Воспитатель: Почему он легкий? Давайте откроем мешочек и
посмотрим. Ребята,
куда делся сахар?
Дети: он
растворился в воде.
Воспитатель: Что мы c вами сегодня узнали?
Дети: поролон
впитывает в себя воду, а сахар
растворяется в воде. Воспитатель: Ребята,
по-моему, медвежонок очень расстроился, что не донес сахар до дома. Как вы думаете, куда нужно положить сахар,
чтобы он не растворился?
Дети: можно
положить в пакет, который не пропускает воду. Воспитатель: А давайте мы
это проверим. Положим сахар в полиэтиленовый пакет и опустим в воду, а после
прогулки посмотрим, что же произойдет с ним.
Ребята, расскажите Мишутке, что
мы узнали про сахар. Какой он?
Дети: Твердый,
белый, сладкий, кристаллический, рассыпчатый, растворяется в воде.
Воспитатель: Что произойдет с
сахаром, если его опустить в воду?
Дети: сахар
растворится.
Воспитатель: правильно вы все
сказали. Молодцы!
|